Финансовая газета. Региональный выпуск,
17 августа 2000 г.
Квартальная статистическая отчетность страховых организаций 6367 просмотров
При формировании квартальной статистической отчетности по форме № 1-С страховые организации должны будут учитывать новые требования к порядку ее составления и представления, которые установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3.07.2000 г. № 63н "Об утверждении формы ведомственного государственного статистического наблюдения № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь — ______ 20__ года (нарастающим итогом)" и Инструкции о порядке ее заполнения" и вводятся в действие начиная с отчетности за 9 месяцев 2000 г.
Данный приказ издан в соответствии со ст. 28 и 30 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 31.12.97 г. № 157-ФЗ и от 20.11.99 г. № 204-ФЗ). Вновь вводимые форма № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь— _________ 20__ года (нарастающим итогом)" и Инструкция о порядке ее заполнения были согласованы с Госкомстатом России (соответственно письма от 31.05.2000 г. № АС-1-21/2208 и от 8.06.2000 г. № АС-1-21/2351). Утверждение и введение в действие новой формы статистической отчетности и Инструкции о порядке ее заполнения связаны главным образом с изменением порядка представления отчетности. Так, согласно пп. 3 и 4 Инструкции статистическая отчетность по форме № 1-С будет составляться также филиалами страховых организаций и представляться ими непосредственно в территориальные органы страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющие надзор на территории по месту расположения филиала. Введение данного порядка представления отчетности объясняется следующими причинами. Российские страховые организации в последние годы проводят активную региональную политику и стремятся к созданию широкой филиальной сети. На этом фоне особенно заметна деятельность крупных столичных страховщиков по созданию филиалов и иных обособленных подразделений на территориях различных субъектов Российской Федерации. Этот процесс имеет неоспоримое положительное значение. Открытие страховщиками своих филиалов в разных регионах страны способствует повышению емкости регионального страхового рынка и расширению возможностей местных страховщиков по покрытию крупных рисков на территории региона, а также расширению ассортимента страховых услуг, предлагаемых населению,предприятиям и организациям. Кроме того, филиалы иногородних страховщиков участвуют в реализации различных региональных программ страхования и способствуют развитию конкуренции на местном рынке страховых услуг. В настоящее время все страховые организации, имеющие в своем составе филиалы, представляют так называемую сводную статистическую отчетность. Последняя включает показатели деятельности всех филиалов и иных обособленных подразделений, которые расположены ипроводят страховые операции от имени создавшего их страховщика на территории разных субъектов Российской Федерации. В процессе свода и различных группировок отчетной статистической информации (по 89 субъектам Российской Федерации, 12 экономическим районам или 11 территориям, подведомственным территориальным органам страхового надзора Минфина России) статистические данные каждой страховой организации включаются в сводные статистические данные того региона, на территории которого она зарегистрирована в качестве юридического лица. В результате официальная статистическая информация о состоянии и развитии региональных страховых рынков не может считаться полной и достоверной, так как, во-первых, сведения о деятельности на территории какого-либо региона филиалов иногородних страховщиков не включаются в сводные статистические показатели по этому региону, тогда как роль этих филиалов на региональных рынках страховых услуг может быть довольно существенной, во-вторых, сводная статистическая информация, собранная в масштабах какого-либо региона, содержит данные о деятельности расположенных за его пределами филиалов местных страховых организаций, т.е. тех, которые зарегистрированы на территории этого региона, но имеют филиалы за его пределами.
Таким образом, ранее действовавший порядок представления отчетности, а также методика группировок и свода статистической информации не давали возможности получать достоверную картину развития страхования в региональном аспекте. Кроме того, региональные и местные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, территориальные органы страхового надзора Минфина России, а также страховые компании, работающие в разных регионах страны, их союзы и объединения выражают заинтересованность в получении полной и достоверной статистической информации о состоянии и развитии региональных страховых рынков, представленных местными страховыми организациями и филиалами иногородних страховщиков, и объективной информации одвижении финансовых потоков в регионах. Расширение географии работы страховых компаний приводит к появлению помимо общих рисков, присущих страховой деятельности, новых его видов. К ним можно отнести прежде всего региональный риск и риск потери управляемости. Региональный риск заключается в том, что неблагоприятное или даже резко отрицательное изменение экономической ситуации в каком-либо регионе может негативно повлиять как на деятельность филиала страховой организации, расположенного в этом регионе, так и на страховую организацию в целом. Дополнительный риск потери управляемости может заключаться в принятии руководством филиала неподконтрольных руководству и собственникам страховой компании решений или невыполнении филиалом принятых руководством или собственниками компании решений. Во избежание таких рисков страховая компания, как правило, организует и осуществляет внутренний контроль за деятельностью своих филиалов в порядке, определенном учредительными документами, Положением о филиале страховой организации и Положением о внутреннем контроле, если таковой имеется (либо аналогичным ему документом). С введением в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3.07.2000 г. № 63н внутренний контроль за деятельностью филиалов будет дополнен внешним контролем со стороны органов страхового надзора.
Изменение порядка представления отчетности по форме № 1-С связано также со вступлением в силу Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и изданием в рамках его реализации постановления Правительства Российской Федерации от 7.03.2000 г. № 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций" и приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 6.05.2000 г. № 340а "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг". Новой порядок представления отчетности будет способствовать реализации ряда положений перечисленных нормативных правовых актов. Так, для определения доминирующего положения страховщика на рынке страховых услуг должна быть рассчитана емкость региональногорынка страховых услуг и доля, занимаемая на нем страховщиком. Для этого необходимы сведения о страховой премии, собранной страховщиком и его филиалами в границах и вне границ изучаемого регионального страхового рынка. С целью однозначного понимания термина "филиал страховой организации" в п. 2 Инструкции дано его развернутое определение. Обособленное подразделение страховщика согласно этому определению признается филиалом, если обладает следующими признаками: • расположено вне места нахождения страховой организации; • указано в учредительных документах; • осуществляет в соответствии с Положением о филиале страховые операции по заключению договоров страхования (сострахования), получению страховых премий (взносов) и осуществлению страховых выплат.
В отношении филиалов будет проводиться так называемое выборочное статистическое наблюдение по форме № 1-С в отличие от отчитывающихся страховых организаций, в отношении которых всегда проводилось сплошное статистическое наблюдение, означающее обязательное представление отчетности всеми страховщиками. Так, согласно п. 3 Инструкции отчет должен будет составляться только теми филиалами, которые расположены на территориях, относящихся к ведению территориальных органов страхового надзора Минфина России, и еслисоздавшая их страховая организация находится на иной территории. С целью единообразного применения этого порядка предлагаем две схемы представления отчетности по форме № 1-С страховщиками и их филиалами.
Схема 1.
Страховая организация
|
Филиалы страховой организации
|
Место нахождения
|
адрес и объем представления отчета
|
место расположения
|
адрес и объем представления отчета
|
территория, поднадзорная Департаменту страхового надзора Минфина России
|
в Минфин России, отчет по страховой организации в целом
|
территория, поднадзорная Департаменту страхового надзора Минфина России
|
не представляется
|
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора
|
в инспекцию страхового надзора, отчет по деятельности филиала
|
Первая схема предназначена для страховых организаций, которые находятся на территориях, относящихся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации. Как видно из схемы 1, в том случае, если страховая организация зарегистрирована на территории, поднадзорной непосредственно Департаменту страхового надзора Минфина России, статистическую отчетность по форме № 1-С составляют только те ее филиалы, которые расположены на территориях, поднадзорных инспекциям страхового надзора Минфина России. Вторая схема предназначена для страховых организаций, которые находятся на территориях, относящихся к ведению территориальных органов страхового надзора Минфина России.
Схема 2.
Страховая организация
|
Филиалы страховой организации
|
Место нахождения
|
адрес и объем представления отчета
|
место расположения
|
адрес и объем представления отчета
|
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора (А)
|
в Минфин России и инспекцию страхового надзора, отчет по страховой организации в целом
|
территория, поднадзорная Департаменту страхового надзора Минфина России
|
не представляется
|
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора (А)
|
не представляется
|
территория, поднадзорная инспекции страхового надзора (В)
|
в инспекцию страхового надзора (В), отчетпо деятельности филиала
|
Из схемы 2 следует, что филиалы таких страховых организаций составляют статистическую отчетность по форме № 1-С только в том случае, если они и страховые организации, которые их создали, находятся на территориях, поднадзорных различным территориальным органам страхового надзора Минфина России. Страховые организации, не имеющие в своем составе филиалов, представляют отчет в прежнем порядке и могут руководствоваться левой половиной обеих схем (графы "Страховая организация"). Отчитывающиеся филиалы страховых организаций должны будут составлять отчет только по результатам проводимых ими страховых операций. Основой отчета могут быть как первичные документы по заключению договоров страхования (страховые полисы, договоры страхования, квитанции о получении премий (взносов) и т.п.) и урегулированию убытков (страховые акты о гибели и повреждении имущества; документы, подтверждающие факт и обстоятельства наступления страхового случая, и т.п.), так и иные документы, в которыхведутся систематизация и накопление информации о проводимых страховых операциях (например, журналы учета заключенных договоров и журналы учета убытков и досрочно расторгнутых договоров). Изменение порядка представления отчетности касается также части форм ее представления. Согласно п. 4 Инструкции отчет должен будет представляться страховыми организациями (филиалами) одновременно как на бланках типовой формы (официальный отчет, подписанный руководителем), так и по телефону (телеграфу) (оперативный отчет) с обязательным соблюдением идентичности данных. Кроме того, в соответствии с п. 12 Инструкции предусмотрено обязательное уведомление Департамента страхового надзора и (или) территориальных органов страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии у страховщика (филиала) страховой деятельности в отчетном периоде. Установленная типовая форма отчетности осталась той же, что применялась в течение последних двух с половиной лет и стала привычной для страховщиков. Изменения коснулись только реквизитов титульного листа формы отчетности, которые приведены в соответствиес Отраслевым (ведомственным) стандартом на формуляр-образец государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.05.98 г. № 55 (с изменениями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 26.03.99 г. № 21). Порядок заполнения формы отчетности (раздел II Инструкции) претерпел некоторые изменения, которые связаны главным образом с уточнением редакции самого текста. В связи с этим предлагаем лишь два небольших пояснения. Первое пояснение касается п. 15 Инструкции, устанавливающего требование о том, что сведения по операциям перестрахования в отчет не включаются. Это означает, во-первых, что страховые премии (взносы) и страховые выплаты по договорам страхования (сострахования) показываются в отчете полностью независимо от того, была ли передача рисков по ним в перестрахование, и, во-вторых, что суммы премии, причитающиеся к получению от перестрахователей по договорам перестрахования, и суммы доли убытков, причитающиеся к возмещению перестрахователям, в отчетные сведения не включаются. Данный порядок не относится к страховым организациям, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование. Они составляют отчет в соответствии с п. 22 Инструкции. Второе пояснение связано с особенностями составления отчета страховыми медицинскими организациями в части проводимого ими обязательного медицинского страхования. В пп. 19 и 21 Инструкции даны однозначные определения понятий страхового платежа (отражаетсяпо строке 07 формы отчета) и оплаты медицинских услуг (отражается по строке 14 формы отчета) по обязательному медицинскому страхованию. Однако при составлении отчетности страховые медицинские организации неправомерно включают в указанные строки и иные суммы, например: • авансовые платежи, выданные медицинским учреждениям под оказание ими медицинских услуг; • средства, поступающие от фонда обязательного медицинского страхования преимущественно только для компенсации расходов на ведение дела, при этом фактическое финансирование деятельности медицинских учреждений осуществляется по договорам поручения непосредственно самими фондами обязательного медицинского страхования; • средства, поступающие из местных бюджетов на оплату медицинской помощи, в том числе и той, которая не включается в территориальную программу обязательного медицинского страхования; • суммы, перечисленные страховщиком медицинским учреждениям, которые не связаны с оплатой конкретных счетов медицинских учреждений за оказанную ими медицинскую помощь застрахованным гражданам; • суммы, прошедшие по взаимозачетам с фондами обязательного медицинского страхования. Все перечисленные суммы не должны отражаться в отчетности как страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию или как оплата медицинских услуг. С отчета за 9 месяцев 2000 г. утратят силу ранее действовавшие форма № 1-С и Инструкция о порядке ее заполнения, утвержденные приказом Минфина России от 11.12.97 г. № 88н (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина России от 6.07.98 г. № 32н).
Л. БАРАХНИНА, главный специалист Департамента страхового надзора Минфина России (статья приведена без таблиц)
Вся пресса за 17 августа 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|